Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Сергиевский историко-краеведческий музей"

Адрес

Самарская обл., с.Сергиевск, ул.Советская 45
Пн-Пт с 9:00 до 17:00, Сб-Вс - по заявкам

Телефон

т. 8(84655)22446
для заказа экскурсий

"Дети", автор Сергей Виноградов

Русский пейзаж. «Пою моё Отечество». В Сергиевском историко-краеведческом музее начинает работать выставка живописи русских художников «Пою мое Отечество» из фондов Международной общественной организации «Центр Духовной культуры», г. Самара.
«ДЕТИ», автор Сергей Арсеньевич Виноградов (1869-1938)
Виноградов – один из передвижников, и изображение им крестьянского быта вполне естественно. На картине изображены маленькие пастушата, сгрудившиеся у костра.
Вокруг пасутся коровы – белая и две пятнистые с черными боками – колеблется под ветерком осенняя грустная рощица. От догорающего костра тянется в сторону серый дым, и дети сидят так, чтобы не дышать им. Их шестеро. Четверо мальчишек сидят прямо на земле. Один полулежит, опираясь на локоть, и глядя, как тлеют подернутые пеплом ветки.
Второй чертит что-то пальцами по земле, голова его опущена, он выглядит погруженным в какие-то тяжелые раздумья. Третий тоже смотрит в костер, он одет в темную одежду, сидит на пятках. Четвертый (кажется, самый маленький) одет в ярко-синюю одежду и сидит, откинув одну ногу, а сам тянется к костру. Пятый мальчик стоит над остальными. Шапка криво нахлобучена ему на голову, через плечо свисает сумка – должно быть, там припасы на целый день.
Чуть в сторонке, потупившись, стоит девочка – то, что она девочка, можно понять только по красному платку, который ей немного велик. В стороне свалены вещи – какие-то узелки, пожитки, и дети выглядят несколько бесприютно посреди серого осеннего пейзажа.
Над ними выпуклое небо, которое выглядит так, словно выступает из картины. Оно затянуто облаками и потому у него крайне разные цвета. На кустиках и на деревьях висят редкие красные и оранжевые листья, такие же на земле и их куда больше, чем на ветвях. Взрослые на сборе урожая. Снимают последнее с полей, и дети, которые в силу возраста не управятся с косой, не смогут связать серп или глубоко копать, присматривают за коровами. Те, в отличие от ребятишек, выглядят вполне довольными. Бродят вокруг, нагибают головы к земле, ищут особенно вкусную траву.
Вечером, когда начнет темнеть, станет веселее. Можно будет рассказывать страшные сказки, а потом можно и домой, в теплые избы.
Пока же дети просто ждут, даже не играют. Картина показывает трагедию крестьянских детей – им некогда играть.

Сергей Арсеньевич Виноградов (1869-1938)

   Путь Сергея Арсеньевича Виноградова в искусство был закономерен. Еще в детстве во время учебы в Костромской гимназии он обнаружил в себе способности к рисованию. Один из преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества профессор Е.С. Сорокин был уроженцем его родного посада, и поэтому вопроса, где учиться живописи перед начинающим художником не стояло. В те годы в Московском училище царила атмосфера новаторства. Поэтому любые эксперименты учеников приветствовались.

   Сергей Виноградов стремился работать только на пленэре. Тем более, что сам метод живописи на открытом воздухе располагал к самовыражению. Изменчивость природы, ее восприятие разными людьми - бесконечны. Так, можно увидеть лишь форму предметов и отказаться от яркости красок. Можно, наоборот заметить красочность, не заботясь о предметности, что сделает живопись насыщенной цветовыми пятнами. Можно рассмотреть и запечатлеть на холсте потоки солнечного света, да еще в разное время суток. Во всех этих случаях картины одного и того же места могут получиться совершенно разными. И, вместе с тем они будут правдивыми, поскольку списаны с самой природы. Законченная и проработанная картина – ничто по сравнению с таким этюдом, написанным непосредственно на открытом воздухе. Ведь только пленэрный этюд передает все красочное богатство окружающего мира.

   Это была новая эстетика пейзажной живописи, но массовый зритель не был готов к таким художественным экспериментам. И в конце XIX века Товарищество передвижников еще оставалось влиятельным художественным объединением. Завершенность картины, проработанность всех ее деталей оставались нормой. Виноградову, так или иначе, пришлось подстраиваться под эталоны передвижников. Желание вступить в их ряды, добиться признания своего мастерства диктовало художнику выбор темы – крестьянский жанр был свойственен многим передвижникам. И все-таки, картина «Дети» была уже новым словом в живописи – Виноградов «посмел» заострить внимание не на социальном конфликте, что было привычным для передвижников, а на пленэрном впечатлении от всей сцены.

    Живописная революционность Виноградова оказалась не по душе многим: две его картины,  присланные на следующую  выставку передвижников, были отклонены. Художник тяжело переживал ситуацию. Он старался взглянуть на свое творчество со стороны глазами передвижников, и видел всю незаконченность своих картин. Боясь дальнейших неудач, в связи с выставками Товарищества передвижников, Виноградов вынужден был разделить свое творчество на две неравнозначные части. Он продолжал писать пленэрные этюды, которые могли показаться незаконченными, и в то же время работал над композициями в передвижническом духе специально для выставок. Ему, воспитанному в безграничном уважении к передвижникам, психологически было еще трудно порвать с ними.

   Только после поездки во Францию, где Виноградов побывал в мастерских Клода Моне и Огюста Ренуара, ориентир на передвижников у него ослабевает. Под влиянием французских импрессионистов у Виноградова словно вырастают крылья. Он пишет этюды в Архангельске уже без оглядки на установки передвижнического пейзажа. Главное - стремление быстро перенести на холст охватившее его впечатление от увиденного моря и лодок превращает его этюды в импрессионистические композиции, где главным становится не то, что он изображает, а как он трактует цветовые характеристики предметов.

     В самом деле, именно красочные характеристики природы нацелены на их восприятие душой минуя разум, который «рисует» в нашей голове привычные очертания известных нам объектов окружающего мира. Художник полностью превратился в пленэрного мастера и уже не может смотреть на природу иначе.

  Современники характеризовали Виноградова как очень живого, остроумного человека. Одевался он всегда по самой последней моде, над чем нередко подтрунивали его друзья. Виноградов очень любил жизнь, природу и искусство, был необычайно жизнерадостным человеком, душой любого общества, где ему приходилось бывать. Ему хотелось просто жить и творить.

  Однако Россию ждали тяжелые времена. События 1917 года поначалу не особо взволновали художника. Он не сразу понял, что произошло непоправимое: основные устои прежней художественной жизни были разрушены. В стране не осталось богатых ценителей искусства, а победившему пролетариату было не до пленэрных переживаний.

   В 1925 году художник получил приглашение в Ригу от Н.П. Богданова-Бельского. Так Виноградов оказался заграницей. Там он написал целую серию картин, посвященных Псковско-Печерскому монастырю, находившемуся в то время на территории буржуазной Эстонии. Еще никогда так празднично и приподнято не звучали его краски, еще никогда его безграничная любовь к родине не выливалась в столь поэтические и яркие пейзажи. Он скучал по родине и поэтому он постарался создать необычайно торжественный, почти волшебный образ той России, которая ему грезилась.

 Лучшие картины Виноградова всегда были проникнуты атмосферой праздника. Он одним из первых в русской живописи придал пленэрному этюду статус полновесной картины и, поэтому, его произведения всегда будут находить своего зрителя.