Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Сергиевский историко-краеведческий музей"

Адрес

Самарская обл., с.Сергиевск, ул.Советская 45
Пн-Пт с 9:00 до 17:00, Сб-Вс - по заявкам

Телефон

т. 8(84655)22446
для заказа экскурсий

"Сенокос", автор А.А. Пластов.

Русский пейзаж. «Пою моё Отечество». В Сергиевском историко-краеведческом музее продолжает работать выставка живописи русских художников «Пою моё Отечество» из фондов Международной общественной организации «Центр Духовной культуры», г. Самара.
«СЕНОКОС». 1945 г., автор Аркадий Александрович Пластов (1893 - 1972).
Лето 1945 года, совсем недавно закончилась война, страна ликовала, возвращаясь к мирной жизни. Это ощущение радости и веры в светлое будущее передает А. А. Пластов в своих полотнах. Наполненная солнечным светом картина привлекает взгляд. Сюжет ее незамысловатый – идет сенокос, но благодаря разнообразию сияющих цветов и оттенков создается праздничное настроение.
Чудесное летнее утро. На переднем плане великолепный цветущий луг. Невероятное количество красок использует художник. Сочными мазками пишет он шафрановые цветы зверобоя, нежно-желтые соцветия донника, сине-голубые, сиреневые, лиловые колокольчики.
Среди высокой сочной травы тихо колышутся от ветра пушистые розовые колоски мятлика и мелкие бело-розовые цветочки гореца, собранные в плотные колоски. В изумрудной зелени белеют полевые ромашки. Оранжевые крылышки бабочек отливают золотом. Жуки ползают по изумрудным стеблям травинок. Буйство цвета! Слышно жужжание мохнатого шмеля, собирающего нектар, стрекот кузнечиков, да тихий свист кос, срезающих густую траву.
В центре картины мы видим четырех косарей, идущих по лугу друг за другом. Первым идет загорелый дочерна подросток, одетый в темно-коричневые штаны. Видно, что эта работа ему привычна, не зря он идет впереди, задавая темп и ширину прокоса. Сильные руки уверенно и ловко держат косу. Лицо раскраснелось, влажная от пота кожа блестит на солнце.
Немолодая худощавая женщина, одетая в светлое пестренькое платье, косит следом за ним. Ее голову прикрывает белая косынка.
Третьим в ряду идет пожилой бородатый мужчина в просторной бирюзово-голубой рубахе и темных штанах. Кудрявые каштановые волосы отливают медью на солнце, смуглое лицо разрумянилось. Из-под закатанных рукавов видны еще сильные руки с набухшими венами.
Последним идет седой дед в бледно-зеленой рубахе. Он немного устал, но старается не отставать от остальных косарей.
Косы ходят легко и ритмично, оставляя ровные ряды свежескошенной травы Взгляды людей сосредоточенны, любоваться окружающей красотой они будут только после работы. Художник хорошо знал сельскую работу, умел косить, поэтому образы людей так достоверны и реальны.
Справа от косцов небольшая березовая рощица. Солнечные зайчики весело сверкают на стройных белых стволах, ярко-зеленой листве берез. Живописец использует множество оттенков зеленого цвета – от совсем бледных, почти серебристых, до сочных темно-травянистых. Небольшой ветерок раскачивает свисающие ветви.
За рощей стоит хвойный лес, кажущийся совсем темным на фоне цветущего луга. Несколько нежно-зеленых молоденьких елочек тянутся к небу. Вдали, на заднем плане картины, видны раскинувшиеся скошенные поля с большими стогами убранного сена. Дальний лес на горизонте отсвечивает сине-зелеными бирюзовыми оттенками.
Высокое голубое небо с легкими облаками добавляет изображению простора и воздуха. Так и хочется побывать на этом лугу, вдохнуть запах свежескошенной травы и горьковатый аромат полевых цветов.
Это одно из самых жизнеутверждающих полотен мастера. Живописцу удалось передать чувства радости и счастья мирной жизни, вдохновения и оптимизма. В 1946 году А.А. Пластову за картины «Сенокос» и «Жатва» была присуждена Сталинская премия.

"Сенокос"

Аркадий Александрович Пластов

АРКАДИЙ ПЛАСТОВ (1893 - 1972)— известный советский художник, лауреат Ленинской и Сталинской премий. Работал в стиле социалистического реализма, а на своих картинах он чаще всего изображал деревенские пейзажи и быт крестьян. Живописец Пластов получил свое признание еще при жизни, а его известными картинами являются полотна «Колхозный праздник», «Фашист пролетел», «Ужин трактористов», «Сенокос» и другие.

Аркадий Александрович Пластов родился 31 января 1893 года в селе Прислониха в Симбирской губернии. Отец и дед будущего художника были иконописцами, что наложило определенный отпечаток и на Аркадия Александровича. После трехлетней учебы в сельской школе Пластов в 1903 году поступил в Симбирское духовное училище. Потом он поступил в Симбирскую духовную семинарию, по завершении которой от твердо решил получить художественное образование. Чтобы воплотить свою мечту в жизнь, он поехал в Москву, где Пластов по началу учился в мастерской Машкова и Строгановском училище.

Творчество Аркадия Пластова относится к направлению социалистический реализм. Искусствоведы считают, что на художника большое влияние оказала русская школа пейзажной живописи, а также импрессионизм (в небольшой степени). Большинство картин художника представляют собой пейзажи и портреты. Композиция рисунков выдержана в классическом пейзажном ключе; Пластов художник отдает предпочтение насыщенным светлым цветам — зеленому, голубому, золотистому и так далее. Основными персонажами картин являются крестьяне-односельчане — исключение составляет лишь серия полотен 1941-1945 годов, где часто изображаются солдаты. Художнику был чужд художественный модернизм (за исключением некоторых находок импрессионистов).

"Жатва"

«ЖАТВА». 1945 г., автор Аркадий Александрович Пластов (1893 - 1972).
1945 год, только что закончилась война. А.А. Пластов в своем творчестве возвращается к теме мирного труда колхозников, передавая в своих полотнах чувства радости, душевного подъема и оптимизма. Летняя страда. Перед нами на краю поля расположились на обед седой белобородый старик и трое ребятишек.
Дед сидит справа, на нем синие полинявшие рубашка и штаны, старенькое коричневое пальтишко накинуто на плечи. На ногах растоптанные ботинки, обутые на портянки. Натруженные руки с набухшими венами бережно держат ломоть черного хлеба и деревянную ложку. Маленькая черная собачка с бежевой грудкой около него терпеливо ждет своей доли.
Рядом с ним стоит на коленях подросток в белой просторной рубахе. Он жадно пьет воду из большого зелено-рыжего глиняного кувшина, крепко держа его худощавыми руками. У него выгоревшие светлые волосы, скулы четко выделяются на обветренном загорелом лице.
Слева сидит маленькая девочка, одетая в черненькую курточку и красную юбку. Две тугие темно-каштановые косички, завязанные синей ленточкой, выглядывают из-под белого платочка. Она аккуратно подносит ко рту ложку.
За ней расположился еще один мальчик чуть постарше. На фоне желто-зеленой рубашки золотистыми бликами играют отросшие рыжие волосы. Нежный румянец лежит на детских щеках. Все едят очень сосредоточенно и молча.
После еды им снова предстоит тяжелая работа – надо сжать хлеб на краю поля, где не могут пройти жатки на лошадях. Работают они серпами и косой, которые на время обеда воткнули в копну, стоящую рядом сними. Грабли аккуратно лежат рядом. Ни одного зернышка не должно пропасть, поэтому упавшие колоски бережно собраны в ведро, стоящее справа.
Неяркий колорит картины. Основной цвет - спокойные золотистые, медово-желтые, бледно-соломенные оттенки больших стогов и убранного поля. На этом фоне выделяются цветовые пятна, на которых делает акцент художник: жизнерадостный красный, чистый белый и веселый желтый в изображении детей, мудрый синий и спокойный коричневый в одежде старика.
На заднем плане до самого горизонта тянутся уже скошенные поля. Подводы, запряженные лошадьми, подвозят снопы к огромным желто-рыжим стогам. Справа полоса еще несжатого хлеба, тяжелые колосья наклонились к земле.
По высокому голубому небу плывут легкие пушистые облака. И, конечно же, множество мелких подробностей, придающих живость полотну: голубые васильки в соломе, зеленые пузатые огурцы, синяя кружка, янтарный отблеск деревянной ложки.
Поражает реальность изображения. Это настоящий гимн труду, стойкости людей, недаром это полотно вместе с картиной «Сенокос» было удостоено в 1946 году Сталинской премии.