Муниципальное бюджетное учреждение культуры "Сергиевский историко-краеведческий музей"

Адрес

Самарская обл., с.Сергиевск, ул.Советская 45
Пн-Пт с 9:00 до 17:00, Сб-Вс - по заявкам

Телефон

т. 8(84655)22446
для заказа экскурсий

Пьер Огюст Ренуар

Пьер Огюст Ренуар (1841 - 1919)- один из ведущих представителей импрессионизма во Франции.

Родился в семье провинциального портного, который в 1845г. переехал в Париж. Детство Ренуара прошло в Париже в кварта­ле Каррусель. Хотя его музыкальные способности были одобрены Шарлем Гуно, его родители, заметив его склонность к рисунку, в 1854 отдали сына в мас­терскую по росписи фарфора, где он учился четыре года, посещая вечерами курсы в Школе рисунка и декоративных искусств на улице Пти-Карро. Когда мастерская закрылась, он стал раскрашивать гербы для своего брата, гравера по медалям, воспроизво­дить галантные сцены XVIII в. на веерах, а потом расписывать шторы. Благодаря своему мастерству и ловкости молодой художник собрал небольшие сбе­режения и смог целиком посвятить себя живописи. В октябре 1862 Ренуар поступает в мастерскую Ш. Глейра в Школе изящных искусств, где знакомится с Базилем, Моне и Сислеем. Они начинают работать вместе на пленэре в окрестностях Шайи-ан-Бьер, в лесу Фонтенбло, и именно там, в 1863 Ренуар встре­чает Нарсиса Диаса, который советует ему осветлить палитру. Затем в Марлотте, в лесу Фонтенбло, он знакомится с Курбе и испытыва­ет его влияние. 

Импрессионизм освободил Ренуара от различных влияний. Ренуар, в отличие от своих товарищей, не откажется от изображения фигур, стре­мясь перенести и на них принципы, выработанные в пейзажах.  С 1876 в своих портретах Ренуар использует импрессионистические принципы ("Портрет мадам Анрио". 1876, "Портрет девушки". 1878). В том же году он выставляет 15 своих кар­тин на второй выставке импрессионистов. В целом этот год был для Ренуара блестящим годом: он знакомится с издателем Жоржем Шарпантье и посе­щает его блестящий салон, где встречает политичес­ких, литературных и художественных деятелей эпохи. Чтобы заработать на жизнь, он исполняет много­численные заказы, декорации и, особенно, женские и детские портреты. "Портрет актрисы Жанны Самари" (1878) и "Портрет мадам Шарпантье с детьми" (1878). Эти два портрета были выставлены в Салоне в 1879 г. Ренуар отка­зался участвовать в четвертой выставке импрессио­нистов, опасаясь, несомненно, скомпрометировать свой успех в глазах буржуазии, для которой он стал блестящим портретистом. В 1880 Ренуар вновь отказывается от участия в уже пятой выставке импрессионистов. Может быть, эта двойная жизнь, светская и обыден­ная, подтолкнула Ренуара отправиться на отдых в Алжир.

По возвращении во Францию Ренуар испытывает нравственный и эстетический кризис и в конце октября 1881 отправляется на не­сколько месяцев в Италию. Он посещает Милан и Венецию, где создает серию полотен на тему гондо­льеров и базилики Сан-Марко, потом отправляется во Флоренцию и Рим. Открытие Рафаэля во многом повлияло на его последующую манеру, которую сам он назвал острой манерой, а критика — «энгристским» периодом. Рисунок теперь господствует над цветом. По возвращении во Францию он живет некоторое время в Эстаке и рабо­тает вместе с Сезанном, а затем вновь уезжает в Алжир (март—апрель 1882). В это время в Париже проходит седьмая выставка импрессионистов, на ко­торой представлено 25 его картин.

На протяжении «энгристского» периода Ренуар не пренебрегает пейзажами и морскими видами, которые наблюдает во время своих многочисленных путешествий на англо-саксонские острова (сентябрь 1883), на берега Нормандии и Бретани, на Лазурный берег, в Ла Рошель (лето 1884) ("У моря". 1883).

Осенью 1888 у Ренуара на­чался новый период кризиса духовных сил. Считая свои картины излишне сухими, он уничтожает мно­гие из них и пишет в новой манере, названной «пер­ламутровой», — линейность теперь уступает место более тонкой фактуре на основе белого и розового полутонов.   

Некоторая эволюция в творчестве Ре­нуара связана с его окончательным переездом в Кань-сюр-Мер в 1903, где он построил себе дом на земле семьи Коллет. Фигуры, которые он пишет в этом диком саду, засаженном оливковыми деревья­ми, имеют скульптурный характер; красный цвет ста­новится превалирующим. Красный является и глав­ным цветом многочисленных натюрмортов Ренуара, преимущественно небольших по размерам. Особенностью этого периода стала при­вычка художника изображать на одном полотне раз­личные, независимые друг от друга сюжеты. Мель­чайшие этюды, которые часто попадают на аукционы, возможно, принадлежали полотнам, впо­следствии разрезанным. До тех пор, пока можно было держать кисть скрюченными от паралича паль­цами, творческий гений Ренуара не угасал. Занятия любимым делом помогают ему сохранить оптимизм и не терять присутствие духа до самых последних дней его жизни.

Подтал­киваемый Амбруазом Волларом, который советовал ему попробовать себя в литографии и офорте, и по­ртрет которого он создал за несколько сеансов, Рену­ар обращается к скульптуре — его помощники Гуино и Морель работают с глиной под его руководством. Пятнадцать скульптур были отлиты. В интенсивном и обильном творчестве тех лет преобладают небольшие картины.

Произведения Ренуара, гораздо быстрее, чем кар­тины его друзей импрессионистов, покупались самы­ми разными любителями искусства. Сегодня они хранятся в музеях и частных собраниях во всем мире. Наиболее значительные из них представлены в музее Орсэ в Париже, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Национальной галерее в Вашингтоне, собрании Барнса в Мерионе, Художественном институте Кларка в Вильямстауне (США) и Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.