Пьер Огюст Ренуар (1841 - 1919)- один из ведущих представителей импрессионизма во Франции.
Родился в семье провинциального портного, который в 1845г. переехал в Париж. Детство Ренуара прошло в Париже в квартале Каррусель. Хотя его музыкальные способности были одобрены Шарлем Гуно, его родители, заметив его склонность к рисунку, в 1854 отдали сына в мастерскую по росписи фарфора, где он учился четыре года, посещая вечерами курсы в Школе рисунка и декоративных искусств на улице Пти-Карро. Когда мастерская закрылась, он стал раскрашивать гербы для своего брата, гравера по медалям, воспроизводить галантные сцены XVIII в. на веерах, а потом расписывать шторы. Благодаря своему мастерству и ловкости молодой художник собрал небольшие сбережения и смог целиком посвятить себя живописи. В октябре 1862 Ренуар поступает в мастерскую Ш. Глейра в Школе изящных искусств, где знакомится с Базилем, Моне и Сислеем. Они начинают работать вместе на пленэре в окрестностях Шайи-ан-Бьер, в лесу Фонтенбло, и именно там, в 1863 Ренуар встречает Нарсиса Диаса, который советует ему осветлить палитру. Затем в Марлотте, в лесу Фонтенбло, он знакомится с Курбе и испытывает его влияние.
Импрессионизм освободил Ренуара от различных влияний. Ренуар, в отличие от своих товарищей, не откажется от изображения фигур, стремясь перенести и на них принципы, выработанные в пейзажах. С 1876 в своих портретах Ренуар использует импрессионистические принципы ("Портрет мадам Анрио". 1876, "Портрет девушки". 1878). В том же году он выставляет 15 своих картин на второй выставке импрессионистов. В целом этот год был для Ренуара блестящим годом: он знакомится с издателем Жоржем Шарпантье и посещает его блестящий салон, где встречает политических, литературных и художественных деятелей эпохи. Чтобы заработать на жизнь, он исполняет многочисленные заказы, декорации и, особенно, женские и детские портреты. "Портрет актрисы Жанны Самари" (1878) и "Портрет мадам Шарпантье с детьми" (1878). Эти два портрета были выставлены в Салоне в 1879 г. Ренуар отказался участвовать в четвертой выставке импрессионистов, опасаясь, несомненно, скомпрометировать свой успех в глазах буржуазии, для которой он стал блестящим портретистом. В 1880 Ренуар вновь отказывается от участия в уже пятой выставке импрессионистов. Может быть, эта двойная жизнь, светская и обыденная, подтолкнула Ренуара отправиться на отдых в Алжир.
По возвращении во Францию Ренуар испытывает нравственный и эстетический кризис и в конце октября 1881 отправляется на несколько месяцев в Италию. Он посещает Милан и Венецию, где создает серию полотен на тему гондольеров и базилики Сан-Марко, потом отправляется во Флоренцию и Рим. Открытие Рафаэля во многом повлияло на его последующую манеру, которую сам он назвал острой манерой, а критика — «энгристским» периодом. Рисунок теперь господствует над цветом. По возвращении во Францию он живет некоторое время в Эстаке и работает вместе с Сезанном, а затем вновь уезжает в Алжир (март—апрель 1882). В это время в Париже проходит седьмая выставка импрессионистов, на которой представлено 25 его картин.
На протяжении «энгристского» периода Ренуар не пренебрегает пейзажами и морскими видами, которые наблюдает во время своих многочисленных путешествий на англо-саксонские острова (сентябрь 1883), на берега Нормандии и Бретани, на Лазурный берег, в Ла Рошель (лето 1884) ("У моря". 1883).
Осенью 1888 у Ренуара начался новый период кризиса духовных сил. Считая свои картины излишне сухими, он уничтожает многие из них и пишет в новой манере, названной «перламутровой», — линейность теперь уступает место более тонкой фактуре на основе белого и розового полутонов.
Некоторая эволюция в творчестве Ренуара связана с его окончательным переездом в Кань-сюр-Мер в 1903, где он построил себе дом на земле семьи Коллет. Фигуры, которые он пишет в этом диком саду, засаженном оливковыми деревьями, имеют скульптурный характер; красный цвет становится превалирующим. Красный является и главным цветом многочисленных натюрмортов Ренуара, преимущественно небольших по размерам. Особенностью этого периода стала привычка художника изображать на одном полотне различные, независимые друг от друга сюжеты. Мельчайшие этюды, которые часто попадают на аукционы, возможно, принадлежали полотнам, впоследствии разрезанным. До тех пор, пока можно было держать кисть скрюченными от паралича пальцами, творческий гений Ренуара не угасал. Занятия любимым делом помогают ему сохранить оптимизм и не терять присутствие духа до самых последних дней его жизни.
Подталкиваемый Амбруазом Волларом, который советовал ему попробовать себя в литографии и офорте, и портрет которого он создал за несколько сеансов, Ренуар обращается к скульптуре — его помощники Гуино и Морель работают с глиной под его руководством. Пятнадцать скульптур были отлиты. В интенсивном и обильном творчестве тех лет преобладают небольшие картины.
Произведения Ренуара, гораздо быстрее, чем картины его друзей импрессионистов, покупались самыми разными любителями искусства. Сегодня они хранятся в музеях и частных собраниях во всем мире. Наиболее значительные из них представлены в музее Орсэ в Париже, музее Метрополитен в Нью-Йорке, Национальной галерее в Вашингтоне, собрании Барнса в Мерионе, Художественном институте Кларка в Вильямстауне (США) и Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.